Играл со шрифтом в дизайне: проиграл
Начать этот текст можно было бы очень по-академически.
Шрифт — графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определённого размера и рисунка. В узком типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста.
Мы могли бы развить тему терминов и теории, но поговорим лучше об использовании шрифта в веб-дизайне на простых примерах.
Типографика, или что нужно знать о шрифтах в дизайне?
Шрифт в дизайне — не менее важный элемент, чем фотографии, иллюстрации или цветовая палитра. Во многом именно правильный выбор шрифта отвечает за то, будет ли пользователю удобно читать и возникнет ли желание детально ознакомиться с информацией.
Шрифт подбирается дизайнером исходя из поставленных целей, вида деятельности компании, фирменного стиля (или его отсутствия) и многих других факторов.
Обычно выбирается не один шрифт, а шрифтовая пара: для основного текста и для выделения важной информации (заголовков, цитат, объявлений). На выходе получается макет с рекомендациями по применению шрифтов: примеры текста, заголовков, цитат и так далее.
И если вы вполне можете себе представить сайт без картинок, то без текста представить что-то подобное крайне сложно. К тому же в последнее время типографика стала полноценной и самостоятельной единицей дизайна.
Почему просят поиграть со шрифтами?
Все дело в иллюзии большого выбора.
Например, покупая одежду, многие не берут первую понравившуюся вещь, а рассматривают варианты. Так и заказчик: хочет увидеть все альтернативы, а получив готовый макет в единственном экземпляре у него возникает ощущение недостачи. Он, возможно, ожидал 10 вариантов с разными картинками, цветами и, конечно, шрифтами, чтобы получить возможность ВЫБРАТЬ самому.
Но покупка штанов и разработка дизайна находятся по разные стороны баррикад. Когда врач выписывает лекарство, вы не просите несколько вариантов для самостоятельного выбора, потому что таблетка вам кажется слишком уж круглой. Максимум – бюджетный или отечественный аналог. Кстати, эта просьба актуальна и для шрифта.
Proxima Nova $134.00 за сет из 8 начертаний шрифта. Montserrat - бесплатно.
Ожидание vs реальность
Отдавая макет заказчику на согласование, дизайнер ожидает:
- замечаний по делу;
- конструктивной критики;
- существенных правок.
А на деле получаете просьбу поиграть со шрифтами и заменить текст-рыбу на «настоящий».
Исполнителя можно понять: он, опираясь на свой опыт, изучил кучу примеров, сделал миллион референсов, перебрал множество шрифтов и выбрал самый подходящий. И вообще весь дизайн основан не на личных предпочтениях, а на маркетинговых приемах, которые способствуют продажам.
И тут вместо письма с согласованием или конкретной просьбой заменить шрифт на другой вы получаете комментарий в стиле «Стопа какая-то невыразительная, поиграйте с ней».
С другой стороны боль заказчика тоже проста: бизнес – его детище и вполне объяснимо, что владелец болеет за него всей душой. Поэтому хочет поучаствовать во всем, вплоть до того, как будет выглядеть запятая в заголовке. Однако заказчик все-таки не дизайнер и не эксперт, он – потребитель, причём даже не обязательно своего продукта. Поэтому предложения вроде «пусть вместо точек на букве Ё будут единороги, ведь у нас продаются мягкие игрушки, это так мило» — не всегда уместны.
Поиграйте со шпинатом
Представьте, вам приносят салат, а вы говорите официанту:
«Что-то он, ну не знаю, какой-то невыразительный, поиграйте со шпинатом. Можете добавить мармеладок. А что, если сделать его с теми же ингредиентами, но фруктовым? В общем, пусть повар еще подумает, я жду варианты. Бюджет тот же».
Как и тот несчастный повар, дизайнер более опытен в своей сфере. За годы работы у него сформировалось определенное видение и стиль, а еще он приобрел знания, которые формируют экспертность его мнения. А такие комментарии, как правило, сводят на нет все старания и показывают недоверие заказчика к специалисту.
Как не проиграть в игре со шрифтами в дизайне?
Вот несколько правил для заказчика на случай, если он все-таки хочет поиграть со шрифтами:
1. Опишите задачу
Вам не нужно предлагать решение, этим займутся сами специалисты. Задача заказчика: подробнейшим образом описать проблему. Чем детальнее вы поставите задачу, тем более вероятно, что конечный результат вас устроит.
Например: «Шрифт в заголовках слишком официозный. Мы хотим создать более игривое настроение у посетителей нашего сайта».
Постарайтесь максимально четко выразить причины, по которым вы хотите увидеть другие варианты. Помните, что «просто посмотреть» отнимает время специалиста, который занимается разработкой. Время – за которое платите вы, и замена шрифта по комментарию «Хочу посмотреть еще варианты» не даст ровным счётом никакого эффекта.
2. Внимание на контекст
Всегда воспринимайте шрифты в контексте конечного продукта. Например, довольно странно было бы читать стилизованную арабскую вязь на пакете молока от местного завода.
Учитывайте географию: сайт на нескольких языках должен использовать шрифт, который поддерживает все эти языки.
3. Достижение целей
Шрифт в дизайне подбирается таким образом, чтобы решать определенные задачи:
- быть удобным для восприятия;
- мотивировать возвращаться на сайт;
- побуждать к ознакомлению с информацией.
Понравиться заказчику может считаться за цель в том случае, если заказчик – единственный потребитель своего же продукта.
4. Не укради
Часто заказчики присылают ссылки на нравящийся им шрифт, который оказывается платным или доступным только для некоммерческого использования. Всегда нужно ознакамливаться с лицензией и быть готовым заплатить за шрифт, ведь это труд, как и любой другой.
А если бюджет ограничен, то надо быть готовым отказаться от желаемого шрифта в пользу бесплатного аналога (которых, кстати, тоже предостаточно).
5. Новаторство – не всегда выход
Несомненно, в работе дизайнера есть место креативности и неожиданным решениям. Но продавая черные носки, не стоит рассчитывать на сайт «как у Эпл». Учесть специфику области и сделать красиво в рамках поставленной задачи – основная цель разработки дизайна.
Для решения стандартных задач уже придуманы решения, «зацепки», «воронки продаж», а введение радикальных новшеств могут оттолкнуть консервативного потребителя от продукции. Поэтому здраво оценить потребности своей аудитории: для продажи курсов повышения квалификации не подойдут необычные шрифтовые решения в кислотных оттенках. А вот для бренда необычной одежды или для разработчиков этих нетиповых шрифтов — в самый раз
6. Ничего личного
Попробуйте мыслить конструктивно. Если вам не нравится шрифт, подобранный дизайнером, отбросьте эмоции и вкусовщину и оцените работу с точки зрения рядового покупателя:
- Удобно ли воспринимать информацию?
- Легко ли найти нужные триггеры? (покупка/подписка/репост/заявка)
Закончить этот текст тоже можно было бы по-академически. Но зачем? Гораздо проще будет следовать правилу «Не усложняй».